Какое наказание предусмотрено за выезд на полосу встречного движения?

Штраф за выезд на полосу встречного движения — тип финансового наказания за перемещение на часть дороги, предназначенной для движущегося в противоположенном направлении транспорта. Автовладельцы часто недооценивают опасность и нарушают это правило, что в итоге может привести не только к административному наказанию, но и лишению прав. Ниже разберемся, какие штрафы предусмотрены за выезд на «встречку», когда такой маневр разрешается или запрещается законодательством.

Что важно учесть?

Выезд на встречную полосу часто необходим для выполнения какого-либо маневра, объезда препятствия или обгона другого ТС. При этом штраф за такое действие накладывается не во всех случаях, а только при нарушении ПДД. Чтобы снизить  риск быть оштрафованным, автовладелец должен учесть следующее:

  1. Если дорожное покрытие имеет небольшую ширину, и на нем отсутствуют знаки и разметка, свидетельствующие о запрете обгона, водитель вправе совершить необходимый маневр. В ПДД (п.9.1) указано, что число полос для движения определяется с помощью разметки на дороге или специальных знаков. При их отсутствии водители лично определяют число полос с учетом ширины покрытия, габаритов ТС и безопасного интервала. Следовательно, при отсутствии разметки и специальных знаков, количество полос две.
  2.  При наличии 3-полосной проезжей части, наличии соответствующей разметки и отсутствии знаков (запрета обгона), выполнение последнего действия разрешено.

Возможны ситуации, когда выезжать на «встречку» категорически запрещается. Выделим основные ситуации:

  • При наличии 4-х полос для движения (по две в обе стороны) выезд на часть дорожного полотна, предназначенного для встречного транспорта, запрещен. Исключением являются случаи, когда человеку необходимо развернуться или повернуть налево. При совершении маневра важно ориентироваться на дорожные знаки и разметку.
  • Наличие сплошной полосы, запрещающей движение транспорта по «встречке».
  • Установка знака, который запрещает делать обгон. При наличии такового нельзя выезжать на «встречку» вне зависимости от ширины дороги и числа полос.

Ситуации и размер штрафов

Согласно действующему КоАП штраф за выезд на встречную полос чреват для автовладельца лишением права вождения. При этом серьезность административного наказания зависит от ситуации:

  1. Автовладелец нарушает правила расположения ТС на дороге и требования к встречному разъезду, он штрафуется на сумму 1,5 тысячи рублей. К примеру, такое наказание положено водителю, который едет посредине дорожного полотна, создавая при этом аварийную ситуацию.
  2. Водитель тихоходного ТС перемещается со скоростью до 30 км/ч за пределами населенного пункта, и при этом не дает возможности другим автомобилям обогнать его. В такой ситуации положен штраф размером 1-1,5 т.р.
  3. Выезд на «встречку» (в том числе для трамвайных путей) при объезде препятствия  и наличии запрета в виде разметки или дорожного знака. Такое нарушение влечет за собой наказание в виде 1-1,5 т.р. Здесь стоит учесть, что к препятствию не относится ТС, которое находится в заторе и стоит без нарушения ПДД. Объезд допускается только в отношении поломанного авто, места ДТП и в прочих похожих ситуациях.
  4. Поворот влево или разворот машины при наличии запрещающей эти действия разметки или знаков. Если человек за рулем проигнорировал требование, на него налагается финансовое накзание 1-1,5 т.р.
  5. Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД или на пути для движения  трамваев. Сюда не относятся случаи, связанные с объездом препятствия (об этом упоминалось выше). При таком нарушении автовладельца ожидает более серьезное финансовое наказание, а именно штраф 5 т.р. Также вероятно изъятие удостоверения водителя на 4-6 месяцев. При рассмотрении этого момента важно обратить внимание на тип фиксации нарушения. Если факт выезда на «встречку» зафиксирован камерой наблюдения, водителя ожидает только штраф (лишение прав не предусматривается). В случае, когда за нарушение остановил инспектор на дороге, тот вправе самостоятельно выбрать санкцию — ограничиваться финансовым наказанием или забрать права.
  6. Вторичный выезд на полосу для ТС, движущихся во встречном направлении, влечет за собой более глобальное наказание. В частности, возможно лишение прав на срок до года. Если же выезд на «встречку» зафиксирован камерами, можно отделаться штрафом в 5 тысяч рублей.

Спорные ситуации и защита своих прав на дороге

Наказание за выезд на встречную полосу появилось в КоАП в 2007 году. С этого момента тема таких нарушений стала особенно актуальной в водительских кругах. Наличие штрафов позволяет избежать аварийных ситуаций, ДТП и гибели людей. Но существует и обратная сторона. Здесь главную роль играют инспектора, которые пользуются жесткими требованиями ПДД и неграмотностью автовладельцев, стягивая неправомерные штрафы.

Часто бывают ситуации, когда работник ГИБДД специально или из-за незнания нюансов ПДД принимает маневр за выезд на «встречку». В такой ситуации наказание может быть оспорено через судебный орган. Если машина оказывается на встречной полосе, как правило, на нее выходит небольшая часть кузова. В случае с разворотом ситуация выглядит по-иному, и на «встречке» будет уже 30-50% машины.

Сложности возникают и в ситуации, касающейся запрещающего дорожного знака. Как правило, «кирпич» устанавливается на полосе одностороннего движения. Если водитель повернул в эту зону, он не выехал на «встречку», а просто нарушил требования знака. В таком случае его ждет штраф 500 рублей. Если водитель продолжает движение по такой полосе, это квалифицируется с позиции движения по «встречке». В такой ситуации наказание более суровое и составляет 5 т.р. или конфискация прав на период от 4-х месяцев до полугода.

Возможны ситуации, когда водитель оказывается на встречной полосе, чтобы избежать аварии. Несмотря на обоснованность заявлений автовладельца, инспекторы редко на них реагируют. В дальнейшем можно оспорить действия через судебный орган.

Не менее важный вопрос касается защиты своих интересов. Если инспектор обвиняет в нарушении ст. 12.15 и грозится лишить водительского удостоверения, важно уметь защитить права (в прямом и переносном смысле). Базовый документ, который выступает в роли основания для наложения наказания — админпротокол, который оформляется работником ГИБДД. Вот почему при заполнении документа важно внимательно его изучить и при наличии возражений отразить эти сведения в протоколе. При таком подходе шансы на успешную защиту интересов в суде возрастают.

Не лишним будет зафиксировать дорожную ситуацию, чтобы предоставить эти сведения в судебном органе. При наличии телефона или фотоаппарата важно собрать информацию о месте нарушения, состоянии дороги, расположении дорожных знаков, качестве разметки и других аспектах. Чем больше фактов, доказывающих необходимость нарушения, тем лучше. После получения админпротокола водителю дается 10 дней на его обжалование. В случае пропуска этого периода можно оформить ходатайство в уполномоченный орган и попросить рассмотреть жалобу.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*